«Взболтать, но не смешивать» — после этого клише из описаний похождений суперагента Джеймса Бонда смесь водки с вермутом мартини стала известна всему миру. В наши дни имя транснациональной компании Martini & Rossi прославляют не только шесть разных вермутов, и не только знаменитый коктейль Dry Martini из джина с вермутом (вопреки ожиданиям, мартини в названии означает совсем не вермут), и не только созданные ею знаменитые игристые вина просекко и асти, но и активное спонсорство в области спорта и культуры. Слившись с группой Bacardi в 1993 году, она подняла последнюю на третье место в мире по производству алкогольных напитков.
История туринской компании начинается 1 июля 1847 года, когда четыре пьемонтских купца решили основать Национальный завод по производству винного спирта. Позже в ней начали работать Теофило Сола и Алессандро Мартини, который вскоре приобрел долю в прибыли. В 1863 году к альянсу присоединился производитель ликёров Луиджи Росси, а производственная площадка была перенесена в Пессионе. В этом году Мартини, Сола и Росси изменили название компании на Martini, Sola & Cia и начали экспортировать бутылки вермута по всему миру. Например, в Нью-Йорк первые ящики вермута «Мартини» стали поступать в 1867 году. В это же время компания была удостоена множества наград в Дублине (1865), Париже (1867 и 1878), Вене (1873) и Филадельфии (1876). Всего через тридцать лет после создания компании Martini, Sola & Cia вермут Martini пили по всему миру. Компания на протяжении своей истории имела титул официального поставщика многих королевских домов в Европе, а в 1922 году даже императора Японии.
С 1879 года, после смерти акционера Теофило Сола, название компании окончательно стало Martini & Rossi.
Алессандро Мартини скончался в 1905 году и функции управления переходят в руки сыновей Луиджи Росси: Теофило и Чезаре, а затем Энрико и Эрнесто, чья стратегия по-прежнему была ориентирована на экспорт. В 1922 году компания стала официально известна под именем Martini, за исключением США, где руководство компании было вынуждено оставить название Martini & Rossi, потому что известный американский коктейль уже назывался Martini.
Martini & Rossi хорошо уяснили необходимость максимальной координации производственной, рекламной и коммерческой стратегии различных компаний – все последние семь десятилетий истории компании связаны с интернационализацией, приобретением престижных брендов и созданием финансовых холдингов. В 1987 году началось сотрудничество с другой крупной многонациональной группой американского происхождения, Bacardi Limited, завершившееся слиянием двух групп в одну крупную производственную, торговую и дистрибьюторскую компанию, Bacardi-Martini Group.
Вермуты мартини к нашему времени стали безусловной классикой барного репертуара и обязательным инструментом для миксолога. Этот статус таил в себе и некоторые издержки: в мире меняющейся моды, в том числе и на алкогольные напитки, следование шаблону, пусть даже и эталонного качества, неизбежно приводило к некоторой «замыленности» вкуса, как это происходит сейчас с «Ягермейстером». Ответ на вопрос, куда развиваться дальше, принес успех Campari. Десяток-другой лет назад известное за пределами Италии только истинным фанатам коктейлей или италофилам, название этого напитка сейчас стало нарицательным — горький ярко-красный дижестивный биттер, который давно завоевал поклонников в своей стране, сейчас стал знаменитым в Европе, затем в мире.
И вот сейчас, когда мировой успех коктейля Негрони стал ошеломляющим, мегаалкогигант Bacardi решил на этом поле дать бой конкурентам из Campari Group.
По словам компании, новый аперитив Riserva Speciale Bitter основан на рецепте 1872 года основателя M&R Луиджи Росси, который использовался для приготовления «классических аперитивных коктейлей, которые идеально подходят для всех случаев, таких как Негрони, или, в римском стиле, добавляют капельку цитрусовых в напитки с тоником в этот праздничный сезон». Этот продукт сильно отличается от биттера для мартини 1990-х годов. Использованные ботанические ингредиенты числом 20 включают шафран, ангостуру и душистый перец, выбранные для того, чтобы «придать уникальное богатство и сложность его вкусовому профилю за счет различных источников горечи.» Биттер выдерживается в той же бочке, которая использовалась для созревания экстрактов мартини Riserva Speciale Vermouth di Torino, и имеет общую ботаническую основу вермута — итальянскую полынь.
Биттер прозрачен, имеет малиново-красный цвет. Нос: пикантная смесь трав, специй (кардамона, черного перца, корицы, кориандра и шафрана), розы и пикантного апельсина с легким оттенком земляничного мыла из прежних времен. Во вкусе напористая классическая хининовая горечь и пряность округляются и смягчаются тонкой сладостью и слабой кислинкой. Финиш с цитрусовыми, пряный с протяжными цветочными нотами. Несмотря на обилие пряностей в составе по сравнению с другими красными итальянскими биттерами, Martini Riserva Speciale обладает привлекательной округлостью за счет апельсина и кремовой консистенцией.
А в целом, баланс сладкого и горького в этом биттере, выпущенном в 2017 году, находится где-то посередине между Aperol и Campari, что делает его интересным для экспериментов с коктейлями, которые требуют этих культовых аперитивов. В традиционном шприце с использованием брют-просекко Riserva Speciale Bitter делает коктейль более сухим, с нотками шафрана, хорошо сочетающимися с ягодными тонами игристого вина. В Negroni или Boulevardier биттер скорее составляет альянс со сладким вермутом и джином или виски, чем претендует на солирование. Это не удивительно: производитель рекомендует сочетать в Негрони Riserva Speciale Bitter с джином Bombay Sapphire (и с вермутом M&R Riserva Speciale Rubino), а рецепты обоих этих напитков разрабатывал один и тот же человек, Иван Тонутти. Негрони с Riserva Speciale Bitter, менее горький и травяной, чем с Campari, в нем сильно сглажена солодковая нота. Он также одновременно более сладкий, что в сочетании с характером вермута подчеркивает сочные нотки красных фруктов.
В отличие от многих других и ведущего бренда итальянского красного горького аперитива, Martini & Rossi Riserva Speciale Bitter бросает вызов вегетарианцам, продолжая черпать свой малиновый цвет из кармина, производного от жука кошенили (Dactylopius coccus), как и в оригинальном рецепте.
Крепость 28,5°. DG*****. LA18BiC, LA18G, Ht18/92, Ht19/89, NY18B, SD18B.