Сделано в Германии. На 100% ручная работа и содержит только натуральные ингредиенты. Производимая продукция создается исключительно на собственном винокурне в Берлине в центре квартала Кройцберг, на месте бывшей пивоварни. В каждой бутылке содержится не только напиток, но и часть германской столицы. Потому этот биттер идеален в качестве уникального подарка каждому любителю горечей или в качестве сувенира с настоящей берлинской историей.
В конце лета 1831 года холера, или как её ещё называют со средних веков, «азиатская гидра», через Россию и Польшу приходит в Пруссию и Берлин. Все меры по её сдерживанию оказываются бесполезными. Город источает запах смерти и всевозможных дезинфицирующих средств. Холере уступают такие знаменитости, как Блюхер и Гегель.
Практикующий член Королевского тайного медицинского совета Пруссии д-р. мед. Карл Мампе в Поморском Статгарде соединил целебные травы с алкоголем в магенбиттер, названный «горьким хмелем» и который нашел свое применение в аптеках как достаточно эффективное средство против холеры. В этом качестве его будут давать немецким солдатам вплоть до конца Первой мировой войны.
Рекламе ликёра помогло исцеление художника и охотника Кристофа Шульца, который рискнул запечатлеть в Конго племенной танец смерти, за что был отравлен вождём. Он потерял мышечный тонус и способность говорить. Жена вернула его к жизни, дав ему Bittere Tropfen – и это сработало.
Казалось, что подъём и процветание ликёру обеспечены – но нет. Вместо этого династии пришлось проглотить несколько «горьких пилюль». Альтруист Карл Мампе завещал оригинальный рецепт двум своим сводным братьям Мампе — Фердинанду Иоганну и Карлу. Однако они не были братьями по духу. Фердинанд остался в Старгарде и в 1837 начал производство биттера, а Карл отправился в 1852 году в Кёслитт, чтобы повторить его действия, а затем в 1877 в Берлин, где он основал компанию Carl Mampe AG. Как это часто бывает в подобных случаях, ситуация пошла вразнос. Последовали инсинуации, использование провокаторов и детективов и бесчисленное количество судебных дел.
Но для самой компании переезд в Берлин, то время процветающую столицу Германской империи, оказался исключительно благотворным. Mampe прекрасно вписался в дух города и вскоре стал считаться аутентичным берлинским оригиналом. Именно здесь в 1894 году Карл Младший разработал новый напиток: Mampe Halb & Halb, ликер, сделанный из горьких апельсинов и 130 трав. Наполовину сладкий, наполовину горький (полубиттер) и настолько вкусный, что сразу получил главный приз на Всемирной выставке 1904 года. На рубеже веков Mampe Berlin уже был мировым брендом.
В 1899 Карл Мампе умер и был похоронен на берлинском кладбищенском комплексе Берлин-Майн, который также известен как «Кладбище музыкантов».
Слава Mampe будет расти и дальше. Компании принадлежали рестораны, получившие прозвище Mampes Gute Stuben (Гостиные Mampe), и в 1920-х годах она снабжала весь Берлин, а также Франкфурт-на-Майне и Лейпциг знаменитым Halb & Halb, джином и водкой. Самая известная Gute Stube открылась в Курфюрстендамме в 1917 году. Там люди собирались поболтать, но самое главное — выпить. Она пользовалась популярностью у творческих личностей: там часто бывал писатель Курт Тухольский в нем, а австрийский писатель Йозеф Рот закончил там свой всемирно известный роман «Марш Радецкого».
Но битва компаний продолжалась и после того, как наследники Фердинанда Иоганна после Второй мировой войны бежали от русских в Гамбург. Даже судьи вскоре устали от этого и рекомендовали объединение компаний, но те не смогли из-за тщеславия, хотя боялись, что в один прекрасный день покупатели смогут увязать цену ликеров с огромными судебными издержками. Но есть и положительные моменты. Обе компании могли гордиться дальнейшими разработками в области качественных спиртных напитков. Помимо фирменного бренда Halb und Halb, а также Mampe Alter Stamm, Mamper Diktiner и Mampe Pommeranze, берлинцы вышли на рынок со знаменитым виски Two Monks, что соответствовало логотипу бренда. Также производились водка и джин.
И вот, в 1965 году берлинская компания Carl Mampe AG, которая с 1964 года принадлежала владельцу фабрики чистящих средств Rei-Werke Вилли Мауреру, и гамбургская компания F. J. Mampe KG объявили, что «Mampe Halb und Halb — это целое» и лет 15 успешно продавали этот продукт.
С рубежа веков логотипом магенбиттера был слон, который также можно найти на обратной стороне старых квадратных 0,5-литровых бутылок. С 1951 года слон стал висеть на всех бутылках от берлинской Carl Mampe AG. В 1957 году два слона в Берлинском зоопарке были названы в честь основателя компании Карлом и Мампе. По всей ФРГ открывались рестораны и бары с названием Mampes Gute Stube. Легендарным хитом в миксологии 60-х и 70-х годов был «Коктейль Люфтганзы» — смесь ликёров из апельсина, абрикоса и Mampe Halb und Halb, которую нужно было смешать с игристым вином. Авиакомпания вернула коктейль на борт с 2006 года, после того как компания Berentzen, которая также продает Halb und Halb, начала своё производство. Культовая бутылка того времени существует для продажи только на интернетовских платформах, она имеет форму бостонского шейкера. С 1977 по 1979 годы Mampe был спонсором футбольной команды Бундеслиги «Герта». Приверженность Mampe автоспорту и успехи спонсируемых автогонщиков также способствовала легендарному статусу. И порой весь рекламный отдел Mampe, игроки Герты и члены автогоночной команды Mampe — все собирались в Gute Stube.
Однако в 1980-е годы значение бренда, столь привыкшего к успеху, начало ослабевать. Сначала закрылись Mampe Stuben, затем полубиттер перестал продаваться в барах на углу и в розничных магазинах. Давно созданная компания, казалось, канула в лету. В начале 2000-х годов в Германии было продано всего около 10 000 бутылок, а термин Halb und Halb использовался исключительно коренными жителями Берлина.
Он стал снова популярным благодаря Тому Инден-Ломару, Фрэнку Зэчелу и их команде. Те приобрели права на бренд в 2012 году и воссоздали ручное производство ликеров Mampe высшего качества. В ассортименте Mampe GmbH осталось только пять продуктов из «старых добрых времен» с момента основания в 1832 году, включая Mampe Halb und Halb. Бочки из керамогранита гарантируют, что спиртные напитки будут храниться дольше. После выдержки полубиттер разливают в стильные бутылки. Белый слоник на горлышке продолжает гарантировать подлинность. Помимо стекольного завода по производству изысканных спиртных напитков ручной работы, в Mampes есть небольшой музей и винный магазин. Кроме того, в музее проводятся самые разные мероприятия.
Несколько лет назад в модных барах началась смена моды. Прежние лидеры ушли в тень, а употребление водки стало признаком мещанства. В Берлине-Митте, где все началось, до сих пор есть угловой бар под названием «Альт Берлин». Помимо разливного пива, Mampe и нескольких фрикаделек, остальное предложение очень ограничено. «Das Alt Berlin» — место встречи всяких постдокторантов и явных алкоголиков среднего класса, бездельников из агентств, любопытствующих туристов и прочих сумасшедших.
Сейчас Mampe переживает настоящую весну, и фанаты в магазинах расхватывают бутылки с биттером. Прекрасный дистиллят и настой кожицы горького апельсина с экстрактами драгоценных трав и корней, включая кору ангостуры, с уникальным ароматным горько-сладким вкусом лечебной горечи и крепостью 45°. Эти свойства делают его идеальным дижестивом, который лучше всего подавать охлажденным после хорошей еды. Но не только это: он также хорош на вечеринках и в типичных берлинских угловых барах.
Mampe-мания выражается сегодня в вечеринках Mampe с диск-жокеем Мампе, виртуальном музее Mampe и куче атрибутов Mampe в Интернете, раритеты которых предлагаются и покупаются по астрономическим ценам. Здесь тоже есть подходящий слоган 1970-х годов.
Если есть глаза, иди в Mampe,
залей себе одну в лампу,
ты можешь увидеть все дважды,
не нужно идти к окулисту.
С 2013 года используется новый слоган: «Не для всех. Только для Берлина». Соответственно, ранее общенациональный маркетинг теперь сосредоточен исключительно на Берлине. В скором времени компания собирается выпускать Mampe и в прозрачных стеклянных бутылках в форме слона.
В октябре 2016 года в берлинском районе Бергманн открылся Mampes Neue Heimat (Новый дом Мампе).
Сейчас Mampe производит около 60 000 бутылок в год — улучшение, но очень мало по сравнению с массовым производством середины прошлого века. Однако концепция работает. Это интересно: в 2003 году на немецком языке вышла сенсационная книга американского историка Брайана Ригга «Гитлеровские еврейские солдаты». Презентации книги вызвали настоящий фурор, и она доступна до сих пор. От 60 до 50 000 так называемых «четвертных» и «полуевреев» служили в Вермахте или СС, в том числе такие известные послевоенные политики, как Гельмут Шмидт или Эгон Бар. Эти люди с юмором и сарказмом называли себя Mampe Halb und Halb. Некоторых из них награждал лично Гитлер, но судьба их всё равно висела на волоске.